Притча: Тигр и путник.

Сгубила жадность путника — на золото польстился он,
Забрался в топь болотную, и старый тигр его сожрал.
Голубя спросили: «Как это? Он рассказал:

Однажды, пролетая по южному лесу, я увидел на берегу озера старого тигра; омывшись и держа в лапе траву куша, он восклицал: «Эй, эй, путники! Возьмите себе это золотое запястье!»; и вот некий влекомый алчностью путник подумал: «Такое бывает лишь при удаче. Но всё же здесь грозит опасность и лучше не браться за это дело. Ведь:

Нет счастья, коль желанное от нежеланного берут,
К чему в отраву лить нектар — ведь ядом яд останется.

Однако приобретение богатства всегда связано с опасностью. И так сказано:

Не может видеть счастья тот, кто не встречал опасностей.
Тот видит счастье, кто живёт, опасности преодолев.

Поэтому я лишь посмотрю на него. И он громко спросил: «Где у тебя запястье?». Тигр протянул лапу и показал ему. Путник сказал: «Как можно довериться тебе, склонному к убийству?»
Тигр ответил: «Слушай, о путник! Раньше, в годы юности, я был наказан смертью детей и жены и лишился семьи. Тогда один добродетельный дал мне наставление: «Совершай подаяние и прочие добрые дела». И нынче по этому наставлению я совершаю омовение и подаяние. Старый, лишившийся когтей и зубов, — неужели я недостоин доверия? Ведь:

Ученье, жертвы, щедрость, пост, правдивость, воля твёрдая,
Терпение, бескорыстие — вот восьмеричный путь добра.
Четыре первых среди них обману служат иногда,
Четыре же оставшихся одним великим свойственны.

Столь далёк я от корысти, что хочу даже отдать кому-нибудь золотое запястье со своей лапы. Но всё же говорят, что тигр пожирает человека — такова людская молва, с которой трудно бороться. Ведь:

Привыкли сводню мы судить, пусть мудрости она полна.
И превозносим все жреца, пускай корову он убил.

А я изучал книги закона. Послушай:

Что дождь для высохшей земли, то пища для голодного.
Кто бедняку приносит дар, пожнёт плоды, о Панду сын!
Всего дороже жизнь тебе — всего дороже и другим.
Так, с ближними себя сравнив, творят добро достойные.
И кроме того:
В отказе и в дарении, в благополучье и в беде
Мы, с ближними себя сравнив, судить способны правильно.
И ещё:
Кто видит мать в чужой жене, в чужом богатстве — ком земли,
И самого себя в других, того зовём мы мудрецом.

Ты же очень бедствуешь. Вот я и стремлюсь отдать тебе эти запястья. И сказано также:
Сын Куинти!,
Бедным подавай, не трать добра на богачей.
В лекарстве польза лишь больным, к чему здорового лечить?
И ещё:
Тот дар зовётся истинным, что подан с мыслью: «Надо дать!»
Что к месту дан и вовремя, заслуженно, не ради мзды.
Омойся же здесь в озере и возьми себе золотое запястье».

И вот, когда, поверив этой речи, тот из корысти вошёл в озеро, чтобы омыться, то погрузился в глубокую трясину, не в состоянии выбраться оттуда. Видя его, попавшего в трясину, тигр сказал: «Ох! Ты попал в глубокую трясину, сейчас я вытащу тебя». Сказав так, тигр мало-помалу приблизился к нему. И, схваченный им, тот путник подумал:

Нет пользы в том, что он законы прочитал,
Что заповеди вед учил этот злодей.
Как по природе сладко молоко коров,
Так по природе зло неодолимо в нём.
И что же?
Кто не владеет сам собой, тот словно плещущийся слон;
Нарядам на уродине подобно знание без дел.
Плохо я сделал, что доверился здесь склонному к убийству. Ибо сказано:
Реке, оружию в руке, когтям звериным и клыкам,
Жене и роду царскому нам доверять не следует.
И кроме того:
Во всяком надо отличать врождённое от прочих свойств:
Ведь качества врождённые над остальными властвуют.
И ещё:
Тот, кто блуждает по небу, грехи уничтожает,
Сияет тысячей лучей, меж звёздами проходит, —
Сам месяц волею судьбы добычей служит Раху.
Начертанного на челе кому из нас избегнуть?»

Так подумал он и был убит и съеден тигром.
Поэтому я и говорю: «Сгубила жадность путника…»