Восемь ступеней Классической Йоги

Восемь ступеней Классической Йоги

Классическая йога это восьмиступенчатая йога, изложенная в классическом труде Йога Сутра, написанном мудрецом, философом, ученым Патанджали примерно во втором веке до н. э. Опыт многих предшествующих поколений был собран по крупицам в этом труде, раскрывается смысл йоги, описываются средства для достижения цели и препятствия, стоящие на пути Йогина. 

Средства о которых мы говорим  это восемь ступеней для поиска души, отсюда название восьмиступенчатой (или восьмичастной) Йоги. Эти ступени таковы:

1. Яма – самоконтроль, самодисциплина.

2. Нияма – этические нормы.

3. Асана – поза, удобная для размышления.

4. Пранаяма – дыхательные упражнения, позволяющие управлять потоками Праны, как в своем теле, так и за его пределами.

5. Пратьяхара – дисциплина чувств.

6. Дхарана – концентрация.

7. Дхьяна – созерцание.

8. Самадхи – самореализация.

Рассмотрим первые две ступени.

Яма – это ограничение, воздержание. Следует понимать Яму как соблюдение всеобщих моральных заповедей.

Патанджали так определяют Яму: «Самоконтроль – это ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров эти, не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, называются «Великими обетами».

Рассмотрим вкратце эти принципы:

  • Ахимса – неприченение вреда, это ненасилие, неубийство; Не причинять вреда другим и себе ни мыслью, ни словом, ни делом;
  • Астея – «неворовство», отсутствие стремления к обладанию чужим;
  • Апариграха – неприятие даров за которые остаешься должником, или свобода от ненужных вещей (ненакопительство);
  • Брахмачарья – воздержанность (Брахма – бог, чарья – ученик). Контроль за семяизвержением, а не принятие обетов безбрачия. Обеты, клятвы это своего рода наложение программ, их действие может ограничивать достижение самадхи;
  • Сатья – правдивость; не лгать, не нарушать обещаний.

Велика социальная значимость этих правил. При их не соблюдение возникает ложь, воровство, насилие, жадность, беспутство, горе, страдание. Следование этим правилам приводит ученика к гармонии, о таком каждый скажет: это хороший человек.

Утвердившись в Яме Йогин открывает для себя новую радость – радость доброжелательности. Она сильнее и постояннее удовольствий злорадства и обладаний чужим. Соблюдение Ямы приводит к духовному развитию.

Правила Ямы должны стать неотъемлемой частью человека, иначе выполнение йоговских упражнений превращается в гимнастику, и не может считаться Йогой. Соблюдение правил Ямы  в Индии это обязательная часть ученичества.

Вторая ступень – Нияма, это индивидуальные правила поведения. Их соблюдение приводит к дисциплине ума, тела, духа.

Нияму составляют: наружное и внутреннее очищение; управление своими состояниями, постоянное состояние удовлетворения; уменьшение своих страстей до необходимого минимума, самообразование; преданность Вечному Единому. Так определяет Нияму Патанджали.

Итак, Нияма дисциплинирует занимающегося. Соблюдение Ниямы приводит к утончению природы и контролю над умом, что необходимо для сосредоточения и финального погружения в самадхи.

Принципы Ниямы:

  • Шауча – чистота. Сюда входит чистота внешних покровов тела, одежды, жилища. Также это чистота некоторых внутренних поверхностей тела – полости та, носовых проходов, желудочно-кишечного тракта. Психическое здоровье, душевная чистота. Весь дом, в котором душа живет, должен быть в чистоте и порядке. Подразумевается чистота внешняя и внутренняя;
  • Сатья – удовлетворенность. Это состояние полного удовлетворения при котором удерживаются постоянные положительные эмоции, исключается возможное зарождение конфликтов. Рекомендуется искать свои промахи и изменить если не саму ситуацию, то свое отношение к ней;
  • Тапас – рвение, горение. «Пламенеть», «быть снедаемым огнем», «испытывать боль». Это характер, железная воля, сила ума и тела, аскетизм (но не в прямом смысле);
  • Свадхиайя – самообразование. Понимается еще как познание своей души. Рекомендуется изучать все доступные знания, философские системы, религии. Определение своей жизненной позиции в пути к самосовершенстованию.
  • Ишвара Пранидхана – преданность Вечному Единому. Это любовь к Высшим Силам в Природе.

Первые две ступени – Яма и Нияма – формируют правила поведения. Правила телесной и умственной гигиены, правильный режим, нравственность, знание и выполнение законов общества и Природы.